АТАРАКСИЯ

(от греч. а — не и taraxia — волную, возмущаю) — понятие древнегреч. этики, обозначающее состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя (функциональный аналог «бесстрастия»). Идея того, что безмятежность и невозмутимость характерны для блаженного, счастливого состояния мудреца в явном или неявном виде, присутствует в высказываниях мн. древнегреч. философов. Возможно, это связано с распространенностью этой идеи на Востоке. Демокрит под А. подразумевал состояние души, не волнуемой жизненными заботами, свободной от страха смерти, от предрассудков и эмоциональных переживаний, т. е. такое состояние, когда разум господствует над страстями. Счастье человека находится в нем самом: в душевном спокойствии, в хорошем настроении, во внутренней гармонии. Эпикур напрямую связывал счастье с состоянием А. Он считал, что мудрость и счастье состоят в достижении независимости от всего того, что нарушает спокойствие духа, — от влияний мира и собственных страстей. Он подчеркивал, что этой цели можно достичь путем длительного воспитания и упражнения, т. е. если вести разумную, нравственную и приятную жизнь, а также преодолеть страх перед смертью. Понимая под философией врачевание души, Эпикур считал, та> целью философии, да и всех наук вообще, является А. — «конечная цель блаженной жизни». А. — идеальное состояние мудреца, достигшего внутренней свободы. Образцом такого состояния Эпикуру служила жизнь Гluppoua (по известным рассказам о ней). Однако у самого Пир – рона был иной подход к достижению А. Он полагал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувством, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни было мнение о них. Только на основе такого понимания и можно достичь А., к-рая у Пиррона — как и у Эпикура—составляет гл. цель жизни. Т. обр., воздержание от суждений о том, что является добром или злом, истинным или ложным, являющееся специфической чертой скептицизма как такового, оказывается у Пиррона средством достижения А. Его последователь Аркесилай еще больше сместил акцент в понимании А. от эвдемонического смысла к гносеологическому. Если Пиррон рассматривал А. как цель, а в воздержании от суждения видел средство, то, по Аркесилаю, целью является воздержание от суждения (эпохе), сопровождаемое невозмутимостью. Смена ориентации связана с более утонченной теорией познания Аркесилая и его жесткой критикой стоиков, у к-рых А. чаще всего служит для обозначения способности владеть собой и невосприимчивости к изменчивым внешним обстоятельствам (как термин, синонимичный «апатии»). У Платона и Аристотеля слово «А.» встречается, но самостоятельного категориального значения не имеет. В послеан- тичные времена понятие «А.» практически не употребляется, а сама идея о безмятежности, присущей бла – женному состоянию или состоянию мудреца, растворяется в недрах всей европейской культуры.

С. П. Евтушенко

Читайте далее:

Оставьте комментарий