Архетип

Архетип – это центральное понятие аналитической токологии Юнга, обозначающее суть, форму и способ озлзи наследуемых бессознательных первообразов и стрлтсгур психики, переходящих из поколения в поколение. А. обеспечивает основу поведения, понимания мира, з-тутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимо-тонимания.

Иначе всеобщие, априорные, психические « поведенческие программы. Согласно Юнгу, А. – пер-, зс образы, структурные элементы психики, своего рода ссразцы поведения, мышления, видения мира; простые * фундаментальные образы, скрытые в бессознательном i сллективном и возникшие на заре человечества. Существуют наподобие инстинктов. Наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой жтивности, поэтому духовная жизнь несет на себе архе-типичный отпечаток. Это формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека.

А. всегда наполняются конкретным содержанием; они нейтральны в отношении добра и зла, им свойственны амбивалентность, имманентность и пр. Они лежат в основе символов творчества, ритуалов, мифов, сказок, сновидений, комплексов и пр. Они структурируют понимание мира, себя и др. людей. Усмотреть их непосредственно невозможно, но можно видеть их проявление в феноменах культуры, прежде всего в мифологии, особенно отчетливо они проявляются именно в мифических повествованиях, сказках, снах, а также при нек-тых расстройствах психики. Их набор ограничен; они нежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможной взаимосвязь различных эпох. Таковы Мать-Земля, Дитя, Воин, Бог, рождение, смерть, присутствующие в мифах разных народов. По Юнгу, они и есть воплощение архетипов, и дюди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим образцам, взаимодействую-иям с содержанием сознания и бессознательного инди-зндуального.

 

(от греч. arche — начало и typos — форма, образец) — в позднеантичной философии прообраз, идея. Термин получил распространение в совр. литературе под влиянием работ швейцарск. психолога К. Г. Юнга и обозначает некие первичные, врожденные структуры т. наз. коллективного бессознательного, архаический психический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека. Под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни происходит, по Юнгу, бессознательное оживление и воплощение соответствующего А. При этом данный процесс имеет спонтанный, принудительный, демонический характер. Именно «архети – пическая матрица», априори формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, объясняет, с его т. зр., существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов, «вечных» образов мировой литературы и искусства.

Читайте далее:

Оставьте комментарий