Искусство и технология

1296188732_leo-caillard_photography_trendland_3-990x662

Новые технологии способствуют появлению новых форм творческой работы. Уильям Шекспир признан всеми одним из величайших писателей всех времен. Он был чрезвычайно плодовит и талантлив, однако писал исключительно пьесы и сонеты. Почему Шекспир, скажем, не писал романы? Ведь это было бы вполне естественно для одного из величайших рассказчиков мира. Шекспир не писал романы потому, что эта идея, видимо, не приходила ему в голову. Он жил в XVI веке. Роман как полноправный литературный жанр окончательно оформился в XVIII веке благодаря культурным условиям, создавшимся в результате распространения печатного дела. Эти условия сложились благодаря появлению в Европе печатных станков и системы распространения книг, что привело к появлению целого класса писателей, желающих создавать исключительно длинные произведения. По мере распространения грамотности и совершенствования методов печати роман становился самым популярным литературным жанром, каким он и остается в XXI веке.

Современный оркестр – это музыкальный коллектив, исполняющий произведения определенного типа. Классическая традиция в западноевропейском исполнительском искусстве развилась с появлением оркестра и входящих в его состав инструментов из металла или дерева. Классическая европейская музыка не появилась бы на свет в том виде, в каком она существует, без струнных и духовых, медных и деревянных, инструментов и звуков, рождаемых этими инструментами, – эти звуки знакомы и композиторам, и музыкантам, и благодарным слушателям.

В конце XIX века изобразительные искусства пережили настоящее потрясение. В течение многих веков живописцы и скульпторы писали портреты, пейзажи, натюрморты и огромные полотна на исторические сюжеты. Основная функция живописцев заключалась в создании подобной живописи, и в ней же они находили главный источник дохода. Изобретение фотографии лишило их монополии. Фотография обеспечила быстрый, дешевый и надежный метод фиксации событий и лиц. Новая технология вызвала горячие споры; в частности, в Королевской академии в Лондоне, где пытались осмыслить статус этого явления. Одни художники опасались, что появление фотографии повлечет за собой смерть живописи; другие сомневались в этом, считая, что фотография никогда не станет законным и признанным видом искусства.

В контексте привычного мышления вопрос формулировался просто: может ли фотография быть искусством? Хотя фотография бросала более серьезный вызов традиционным техникам исполнения, и проблема должна была бы рассматриваться намного глубже – о природе искусства. Фотография ломала как привычные формы, так и сложившуюся идеологию изобразительного искусства. По выражению немецкого социолога и литературного критика Вальтера Беньями – на (1892-1940), вопрос не в том, сможет ли фотография стать произведением искусства, важно другое: что означает развитие фотографии для определения сути искусства. По мере того как в XX веке фотография превращалась в самостоятельный вид искусства, ее стали воспринимать не как культурную угрозу, а как феномен раскрепощения.

Освобожденные от ограничений, налагаемых требованиями фигуративной и портретной живописи, художники принялись исследовать новые возможности – от выражения личных чувств до расширения границ визуальной формы в абстрактном и концептуальном искусстве. Технологические инновации в производстве красок и пигментов тоже открыли новые творческие горизонты в живописи. Развитию импрессионизма в живописи отчасти способствовало изобретение мягких металлических тюбиков, что снизило вес ящиков для переноски красок и облегчило художнику работу на открытом воздухе, позволив запечатлевать скоротечные моменты натуры. Точно так же, как художники боялись, что фотография станет убийцей живописи, театральные деятели опасались за свое искусство из-за появления кинематографа. Оказалось, опасения были напрасными. В переходный период театральное искусство приобрело свободу выражения и вступило в революционный период великих открытий и великих новаторов, особенно в период 1920-1950-х годов.

Технологии сами по себе ничего не значат, они практически «бесполы». Важно, в чьи руки они попадают и в каких целях используются. Любой материал, любой инструмент в руках художника может превратиться в произведение искусства. С помощью ручки или компьютера, в зависимости от того, кто ими пользуется, можно написать возвышенное литературное произведение или составить список покупок. Фотоаппарат в руках художника может родить произведение искусства столь же изысканное и проникновенное, сколь и картина, написанная маслом.

Культурные перемены обладают интересной особенностью: в течение некоторого времени деятели искусства используют новые технологии для создания идеологически старых произведений. Первые фотографы пытались строить композиции фотографий, подражая формальным живописным портретам. По мере развития технологии фотографы постепенно сделали возможным другие формы визуальной фиксации. Фотография стала запечатлевать моменты реальной жизни и события, что отличает ее от живописи. Изобретенный Джорджем Истманом в 1900 году дешевый портативный фотоаппарат «Брауни» открыл совершенно новые горизонты: фотографирование стало массовым увлечением и со временем заняло прочное место в современной поп-культуре. Ранние фильмы напоминали снятые на пленку привычные театральные сценки: оператор просто снимал происходящее стационарной кинокамерой. С развитием кинокамер и уменьшением их веса стало можно менять угол съемки. Изобретение регулируемого фокуса позволило снимать разные планы изображения и создавать более детальные образы. Кинематографисты экспериментировали с новыми техническими возможностями, в результате появился особый кинематографический язык. В итоге искусство кино стало одним из самых выразительных и мощных по воздействию на зрителя видов искусства.

Взаимодействие творчества и технологий – процесс двусторонний. Новые технологии представили новые возможности для творческого труда, а творческое использование технологий ведет их к дальнейшей эволюции, а порой и преобразованиям. Камеры и краски развивались по мере того, как художники придумывали новые техники их использования. То же относится и к эволюции музыкальных инструментов и техник записи.

В настоящее время цифровые технологии вооружают миллионы пользователей по всему миру невиданными прежде инструментами для творчества в области звука, изображения, дизайна, науки и искусства. Одновременно они обеспечивают совершенно новые способы распространения идей и сотрудничества в их разработке. В этот творческий процесс вовлечены профессионалы, работающие с дизайном и производством программного обеспечения и оборудования всех уровней, и миллионы пользователей, создающих многочисленные социальные сети и приложения. Цифровая революция продолжает свое мировое шествие, и можно ожидать появления еще более радикальных творческих идей – их последствия нам предсказать так же трудно, как викторианским художникам будущее фотографии.

Пожалуй, один из самых ярких примеров присущей культуре динамичности – развитие разговорного языка. Все живые языки динамичны. Новые слова и выражения постоянно возникают в ответ на новые ситуации, идеи и чувства. Оксфордский словарь английского языка время от времени публикует приложения лексики и фразеологии, недавно вошедшие в язык. Некоторые не одобряют этого, считая свидетельством снижения стандартов и отхода от норм английского языка. Но английский язык находился в состоянии постоянного развития с момента своего зарождения. Попытки формализовать правописание и пунктуацию впервые были предприняты в XVIII веке. Английский язык XXI столетия для Шекспира стал бы иностранным; собственно, и его язык нам уже совсем непонятен. Элвин Тоффлер приводит статистику общего словарного состава современного английского языка – четыреста пятьдесят тысяч слов; Шекспир понял бы из них, наверное, не более двухсот пятидесяти тысяч. Значит, если бы сегодня Шекспир материализовался в Лондоне или в Нью-Йорке, он понял бы в среднем пять из девяти слов, употребляемых нами. По меткому выражению Тоффлера, окажись Шекспир среди нас сегодня, «великий бард показался бы полуграмотным».

Читайте далее:

Оставьте комментарий