УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

совокупность самых различных действий учителя, к-рые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психоло – гические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. А.К. Маркова выделяет 9 групп У.п.:

1.  Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию, конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации; умение с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.

2.  Данная группа У.п. подразделяется на три подгруппы. Подгруппа «чему учить»: умение работать с содержанием учебного материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения), выделять ключевые идеи учебного предмета, обновлять учебный предмет (за счет использования понятий, терминов, дискуссий в соответствующей области наук); способность к педагогической интерпретации информации, поступающей из газет и журналов; формирование у школьников общеучебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей и др. Подгруппа «кого учить»: умение изучать у уч-ся состояния отдельных психических функций и целостных характеристик видов деятельности (учебной, трудовой), обученности и воспитанности школьников; изучать реальные учебные возможности школьников, различать успеваемость и личностные качества уч-ся; выявлять не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития уч-ся, условия их перехода с одного уровня на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения уч-ся; исходить из мотивации самих уч-ся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности; умение учителя расширять поле для самоорганизации уч-ся; работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, строя для них индивидуальные программы. Подгруппа «как учить»: умение отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени уч-ся и учителя; умение сравнивать и обобщать педагогические ситуации и комбинировать их, применять дифференцированный и индивидуальный подход к школьникам, организовывать их самостоятельную учебную деятельность; умение находить несколько способов решения одной педагогической задачи, владеть вариативным педагогическим решением.

3.  К третьей группе относятся: умение использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; хронометрировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; соотносить затруднения уч-ся с недочетами в своей работе; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом др. учителей; умение строить планы своей педагогической деятельности и др.

4.  Владение приемами постановки широкого спектра коммуникативных задач и создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению.

5.  Умение понять позицию других в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение встать на точку зрения ученика («децентра – ция» учителя); умение создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести др. человека; владение средствами, усиливающими воздействие (приемы риторики); преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими; преобладание демократического стиля руководства; умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении (напр., занять позицию ученика); готовность поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним; умение поддерживать равное отношение ко всем детям; отказ от корпоративного стереотипа: «учитель всегда прав»; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать нек – рых негативных моментов, быть готовым к улыбке, умение владеть тонами и полутонами, слушать и слышать ученика, не прерывая его речи и учебных действий; воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условия для появления у ученика желаемого качества; умение не бояться обратной связи с учениками, действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.

6.  Умение удержать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, могущего противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; умение реализовывать и развивать свои педагогические способности, включая как их перцептивный компонент (понимать и изучать др. человека, сопереживать ему, вставать на его т.зр.), так и управленческий (умение воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели); умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер, воспринимать позитивные возможности себя и уч-ся и тем самым способствовать упрочнению своей позитивной Я-концепции; умение овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство), осуществлять творческий поиск.

7.  Умение сознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, используя все положительное из своих природных данных; умение укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

8.  Умение определять характеристики знаний уч-ся в начале и конце учебного года, определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года, выявлять отдельные показатели обучаемости (активность ориентировки, количество дозированной помощи, необходимой для продвижения данному ученику (или определять на этой основе причины отставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход); умение поэтапно отрабатывать все компоненты обученности и обучаемости, стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

9.  Умение оценивать состояние воспитанности и вос – питуемости школьников; умение распознавать по поведению уч-ся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; умение увидеть личность ученика в целом – во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных уч-ся (напр., стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддерживать стремление к лидерству третьего).

Читайте далее:

Оставьте комментарий